Киберпанк -
виртуальный ирокез
А
все началось с того, что в 1983 году писатель
Брюс Бетке написал рассказ о хакерах и решил
придумать такое название, которое объединяло бы
маму-анархию панков и материнские платы прыщавых
компьютерщиков. Он преследовал самую простую
цель: нужно было короткое, броское слово,
которое надолго застряло бы в головах
редакторов. И у него получилось. Застряло.
Надолго. Это было слово "киберпанк".
Потом оно попалось на глаза Гарднеру Дозуа,
редактору научно-фантастического журнала Айзека
Азимова. В то же время другой Брюс, Стерлинг,
издавал журнал Cheap Truth, где печатались
молодые фантасты: Джон Ширли, Руди Рукер, Том
Меддокс и, конечно же, сам Стерлинг. Они
называли себя "Движение" и беспощадно стебались
над гуру жанра. Несмотря на вполне денежную
фамилию редактора, "Дешевая правда" бесплатно
раздавалась всем желающим, не была защищена
авторским правом и даже поощряла пиратство.
Узнав о "Движении", Дозуа назвал их киберпанками
и вслед за Бетке обеспечил себе место в зале
вечности и славы. С тех пор Бетке задают один и
тот же вопрос: "А как вы придумали слово
"киберпанк"? Бедняга проклял все на свете и
назвал себя "анти-киберпанком".
Теперь о том, с чего на самом деле начался
киберпанк. Вначале была фраза: "Небо над портом
напоминало телеэкран, включенный на мертвый
канал". Так начинается роман Уильяма Гибсона
"Нейромант", с публикации которого в 1984 году
вирус киберпанка заразил весь мир. История о
хакере, взламывающем "лед" корпораций,
девушке-самурае Молли, "конструкте" Дикси и двух
воюющих ИскИнах получила премии Хьюго, Небьюла,
премию Филиппа Дика и Дитмар, чего не
удостоилась прежде ни одна книга в жанре sci-fi.
"Начав писать, я на самом деле пытался сбацать
какое-нибудь барахло, которое, как мне казалось,
можно пристроить в какой-либо журнал", -
утверждал Гибсон в 1986 году. Н-да... Сбацал.
Гибсону удалось проникнуть по ту сторону экрана
монитора. То, что он там увидел, одновременно
ужасало и погружало в экстаз. Пессимистическая
атмосфера будущего и гнетущий урбан-пейзаж. В
этом мире правит Система. У Гибсона это были
могущественные корпорации. Хотя на самом деле
это может быть что угодно. Система правит
людьми, в буквальном смысле проникая в них,
имплантируя им чипы в мозг и заменяя органы на
протезы. Так люди становятся частью Машины. Это
и есть "кибернетическая" часть киберпанка. И в
этом его ужас.
Но, как всегда, найдется тот, кому на все это
наплевать, кто всегда против. И это вовсе не
положительный герой боевиков, герой киберпанка -
это антигерой. Впрочем и это условность. Съешь
красную таблетку - герой, синюю - антигерой.
Когда нужно, наш герой может замочить
кого-нибудь. Причем не всегда понятно кого:
существо, наполовину состоящее из имплантантов,
микросхем, протезов и прочего дерьма со свалки
будущего. Половина человеческого, половина
робототехнического. Но, в основном, киберпанк
взламывает компьютерные системы корпораций, тот
самый "лед". В этом весь кайф свободы. А
свобода, как ни странно, в киберпространстве.
Этот термин придумал тот же Гибсон. Для него
"киберпространство" - это "галлюцинация,
ежедневно переживаемая миллиардами легальных
операторов по всему свету..." Это что-то вроде
трехмерных картинок, проецируемых не на экран, а
прямо в мозг. Свобода - в самом сердце машин,
машины порабощают, и они же дают тебе свободу.
Свободу раствориться в неизведанном, пьянящем
мире. Свободу стать другим. Это и есть
панковская часть киберпанка. И в этом его
экстаз.
Все мы пытаемся куда-нибудь скрыться от проблем,
скуки и боли. Иногда в одиночку, иногда
поколением. Хиппи бежали в Индию, на природу, "в
нирвану"; панки прятались в городских трущобах и
на помойках. Киберпанки решили уйти в никуда.
Они предложили собраться в месте, которого не
существует. Не в клубе, не на улице. В месте,
куда можно попасть отовсюду.
А
еще киберпанк про то, как можно выжить в этом
мире. Если техника ограничивает твою свободу,
накладывает руки на твою жизнь, единственный
выход - это овладеть техникой. Как ковбой на
родео пытается усмирить быка, так и киберковбой
пытается подчинить себе киберпространство.
Лучше всего мир киберпанка показан в фильме
"Бегущий по лезвию бритвы" (Blade Runner) Ридли
Скотта (того самого, который снял "Чужого", а
сценарий для "Чужих 3" писал, кстати, Гибсон).
Фильм не стал столь популярным, как "Нейромант".
Когда фильму дали премию Хьюго, продюсер сказал,
что, может, хоть теперь кто-нибудь его
посмотрит. В любом случае, "Бегущий..." на пару
с "Нейромантом" стали стереотипами в киберпанке,
причем настолько прочными, что до сих пор многие
отказываются принимать за киберпанк то, что не
похоже на "Нейроманта" и "Бегущего...".
Киберпанк создавали люди из андеграунда,
молодые, энергичные и бесстрашные. Эти люди не
смирились с пределами, навязанными обществом,
традициями и привычками. Это был их ответ на
технические новшества, вырвавшиеся из военных
лабораторий. Техника окружила человека, еще
чуть-чуть, и она у тебя внутри. Компьютеры уже
стали обычным явлением, но мир с той стороны
монитора пугал, как все новое и, как все новое,
манил.
Два разных мира, которые соединил человек, ни
хрена не разбиравшейся в компьютерах. Смешно
представить, но Гибсон написал "Нейроманта" на
печатной машинке "Гермес" 1927-го года выпуска.
А идея пришла ему в голову, когда он наблюдал за
детьми, игравших в видеоигры. В их глазах
отражались огоньки экрана, проблески нового
мира, который Гибсону удалось разглядеть и
описать.
Позже он сравнивал увлеченные беседы о
компьютерах с разговорами о наркотиках. "Все,
что я знаю о вирусных программах, я почерпнул из
разговора двух девушек-программисток, которые
раньше работали на Пентагон. ...Они сидели в
баре, и одна из них сказала что-то о вирусных
программах. Я спросил: "А что это такое?", на
что она ответила: ну, так-то и так-то. А я и
говорю: "Никогда о таком не слышал. Никогда даже
не встречал ничего подобного в научной
фантастике". Так что я просто взял это с собой
домой и вроде как раскрутил.
...Если бы я вправду знал хоть что-нибудь о
компьютерах, то сомневаюсь, что мне удалось бы
сделать вообще хоть что-то. О компьютерах я
узнавал из рекламы. То есть имеются в виду не
реальные компьютеры фирмы "Эппл", а то, как
"Эппл" преподносит эти компьютеры публике. Это
действительно сексуально..."
К
1984 году, когда вышел "Нейромант", компьютеры,
компьютерные игры стали уже обычным делом;
графика и звук приятно радовали глазные нервы и
ласкали слух, Сеть постепенно обрастала
информацией. Появились загадочные личности с
красными глазами, помешанные на компьютерах;
кое-кто уже потихоньку начала ковырять защиту
корпораций. И тут выходит "Нейромант", который
дал этим людям новую философию, написал о том,
чем они начали жить. Эти люди стали называть
себя киберпанками. Потом и все остальные стали
называть их киберпанками, начиная с масс-медиа.
Появилось понятие субкультуры киберпанка, к
которой относятся хакеры, крэкеры, фрики...
С
момента, как дешевая правда киберпанков стала
приносить деньги, авторы, некогда стебавшиеся
над авторитетами, сами стали гуру жанра, поэтому
им перестали доверять. Стерлинг сказал: "Когда
ты становишься гуру, то это слегка шокирует.
Вообще-то, стать гуру не труднее, чем
перевернуться с боку на бок. Но чего может
достичь гуру? Кто ему поверит, даже если он
будет проповедовать свои идеалы до потери
сознания?" "Движение", по словам Стерлинга,
свалилось в самостоятельно вырытую яму.
Идеи киберпанка вышли из узкого круга
писаталей-фантастов и обрели популярность, после
чего стали говорить о смерти киберпанка. Ни одно
из направлений научной фантастики не было так
популярно, и, возможно, поэтому не умирало так
быстро. Все стали называть себя киберпанками.
Киберпанк превратился в хороший маркетинговый
ход.
Хотя не все, конечно, согласны со смертью
киберпанка. Некоторые считают, что киберпанк
просто растворился в повседневности, стал частью
обычной культуры, и его нет просто потому, что
он повсюду. Ученые работают над созданием
виртуальной реальности и трехмерных компьютерных
интерфейсов. Хакеры взламывают Майкрософт.
Однажды в Германии арестовали группу хакеров,
которые пытались передать через Интернет
какую-то информацию КГБ. Один из них, как
выяснилось, оказался серьезным фанатом Гибсона и
был одет в черную кожу (как положено киберпанкам).
Люди, назвавшие себя киберпанками, начали борьбу
против попыток американского правительства
контролировать кодирование информации. Появились
киберпанковские журналы, типа Mondo 2000, Boing
Boing и Wired. На смену милому и доброму девизу
хиппи: "Занимайтесь любовью, а не войной" пришел
менее романтический: "За свободу информации".
Но, возможно, более актуальный.
Как бы там ни было, Гибсон, Стерлинг, Ширли,
Шайнер и Рукер останутся киберпанками навсегда.
"Киберпанк будет жив, пока не похоронен
последний из нас. Демографы предполагают, что
это займет какое-то время, - сказал как-то
Стерлинг. - Именно на наших пяти надгробьях
будет высечено: "Киберпанк". Публичные отречения
бесполезны, пользы от них никакой. Даже если мы
изменим нашу жизненную и писательскую философию,
даже если мы примем мусульманство, то мы все
равно не сможем смыть это клеймо.
...Но 90-е не принадлежат киберпанку. Мы будем
работать, но "Движения" больше не существует,
даже собственно "нас" больше не существует. 90-е
принадлежат новому поколению, выросшему в 80-е.
Удачи вам. Я не знаю, кто вы, но я знаю, что вы
существуете. Вставайте на ноги, ловите момент.
Танцуйте на столах. Пытайтесь добиться успеха,
это возможно. Я знаю. Я там был." |